«Патроны Парк» – поселок года. Загородный проект компании MetaEstate выиграл федеральную премию

9 сентября 2024

«Патроны Парк» признан лучшим в номинации «Поселок класса Комфорт» престижной федеральной премии «Поселок года». Концептуальный подход к архитектуре, бережное отношение к природе, мультисоциальность и высокая ликвидность проекта произвели впечатление на профессиональное жюри. Что позволило реализовать «Патроны Парк» в короткие сроки? Как MetaEstate планирует развивать загородный рынок дальше? На эти и другие вопросы Газете Дело ответил руководитель компании Дмитрий Кузнецов.

«Патроны Парк» признан лучшим в номинации «Поселок класса Комфорт» престижной федеральной премии «Поселок года». Концептуальный подход к архитектуре, бережное отношение к природе, мультисоциальность и высокая ликвидность проекта произвели впечатление на профессиональное жюри. Что позволило реализовать «Патроны Парк» в короткие сроки? Как MetaEstate планирует развивать загородный рынок дальше? На эти и другие вопросы Газете Дело ответил руководитель компании Дмитрий Кузнецов.

«Продукт продает себя сам»

Дмитрий, поздравляем с победой!

– Спасибо! Если честно, не ожидали.

Сильная была конкуренция?

– Да, уровень конкуренции был высокий. В нашей номинации – «Лучший поселок класса Комфорт» – были представлены законченные, работающие, живые поселки. Проекты очень сильные, продуманные, концептуальные. Например, в финале нашими соперниками были два знаковых проекта из Московской области – Open Village и «Жилой комплекс «Мечта»». Победа нас, конечно, очень вдохновляет, мотивирует двигаться дальше.

Поселок «Патроны Парк» на Байкальском тракте вы начали строить в 2018 году. На сегодняшний день проект – а это почти 200 домов – почти завершен. Что позволило реализовать задуманное в столь короткие сроки?

– Мы, действительно, построили поселок очень быстро. На сегодня в продаже у нас только один готовый дом и три участка для подряда. Мы не знаем примеров по стране, чтобы такой объем домов был возведен за столь короткие сроки.

Думаю, главное в том, что наш продукт сам себя продает. Как правило, загородные проекты реализуются за счет ипотеки, инвестиционных средств, кредитов. Мы же вложили 2 миллиона рублей в маркетинг на начальном этапе – и всё, больше ничего не тратили. Первая ипотека у нас появилась только в прошлом году, всё остальное построено исключительно на деньги клиентов. Продукт сам привлекал всё новых и новых покупателей. С точки зрения девелопмента это очень круто. Думаю, эксперты премии «Поселок года» это оценили.

В подобных конкурсах, премиях участвуют, чтобы не только «себя показать», но и «на других посмотреть». Что интересного увидели в проектах конкурентов? Какие решения, находки вам понравились?

– Интересно было посмотреть, как другие девелоперы работают с благоустройством – не только с точки зрения эстетики, дизайна, но и с точки зрения инженерии, коммуникаций, дорог. Отметили мы и несколько новых направлений в загородном девелопменте. Например, поселки-курорты – тоже думаем в эту сторону.

Еще один тренд – мультиформатные поселки под сдачу в аренду. Об этом мы также размышляем, хотим сделать арендный квартал в одном из проектов. Причем нам интересна не краткосрочная аренда – хоть она и более выгодная, более доходная, – а долгосрочная. На наш взгляд, это хороший способ «примерить» загородную жизнь, понять, насколько она тебе подходит – и более взвешенно подойти в дальнейшем к решению о покупке. После жизни в концептуальном поселке вряд ли захочется жить в хаотичной застройке. Запрос будет совсем иным – это пойдет на пользу всему загородному рынку.

«Нужно развивать территорию комплексно»

Что дает победа в конкурсе, кроме профессионального признания? Какие новые горизонты видите для себя в сфере загородного девелопмента?

– Конечно, получить экспертное подтверждение того, что мы строим действительно качественный продукт, – для нас очень важно. Что касается планов – то, помимо строительства новых поселков, нам интересно заниматься комплексным развитием территории. Потому что поселки – это хорошо, но, если мыслить и действовать большими масштабами, будет еще лучше.

Что вы понимаете под комплексным развитием?

– Мы сейчас активно работаем на территории Байкальского тракта, Голоустненского направления, Пивоварихи. Это, наверное, самый «вкусный», самый интересный участок с точки зрения развития жилья – то направление, в котором должен и будет развиваться Иркутск.

Сейчас это территории Иркутского района, нескольких муниципальных образований. Наша идея в том, чтобы посмотреть на все эти земли как на единое целое, подумать о том, как можно развивать территорию через людей, которые будут в нее вкладываться – и деньгами, и умениями. Самая большая ценность всегда, на любой земле, – человек. Чтобы его привлечь, нужно создать максимально комфортную среду для проживания. Но только этого – мало.

Что еще нужно?

– Создать на территории возможности для приложения сил: чтобы житель мог построить себе офис, открыть и развивать бизнес. И не ездить для этого в центр города, не тратить время на лишние «транзакции», на стирание шин об асфальт. Жить, работать и отдыхать в одном месте. Нам кажется правильным децентрализовать город в сторону Байкальского и Голоустненского трактов. Планируем собрать вокруг этой идеи единомышленников – девелоперов, коммерческий сектор, администрацию.

Для района это ведь тоже хорошо: если предприятие зарегистрировано на территории, то налоги от его деятельности поступают в местный бюджет. Мы, например, сейчас работаем в Иркутском районе и деньги зарабатываем здесь, а почти все налоги платим в бюджет Иркутска, потому что юрлицо зарегистрировано в городе. На наш взгляд, это не совсем справедливо.

«Если думать о кризисах, можно ничего не сделать»

За шесть лет реализации проекта «Патроны Парк» как изменилась сама компания MetaEstate?

– Мы бесконечно находимся в кризисе перемен. Внутри компании – постоянная «мясорубка» в хорошем смысле этого слова: лишнее – убрать, новое – выстроить, автоматизировать процессы, усилить команду, привлечь новых специалистов в коммерческое партнерство… Реализуя проект «Патроны Парк», мы учились работать с большими объемами строительства, с разными клиентами и их запросами.

Расти приходится постоянно, и это бывает дискомфортно для нас, но в итоге идет на благо покупателям. Сегодня они могут получить по-настоящему комплексный продукт – загородный дом с хорошей архитектурой, продуманной инженерией, энергоэффективными решениями, благоустройством, ландшафтным дизайном.

Как вы будете применять этот опыт в новых проектах?

– Мы изначально понимали, что «Патроны Парк» должен стать для нас стартовой площадкой. Поэтому мы делаем его максимально продуманно и хорошо. Всё – в пользу качества, в пользу продукта.

Для нас было важно, чтобы поселок, с одной стороны, привлек покупателей, клиентов, был реализован. С другой – чтобы он нас как девелоперов продвинул, чтобы за ним последовали новые проекты. В 2022 году мы стартовали на Байкальском тракте новый проект «Кандинский» – большой, концептуальный. Этот поселок – галерея современной архитектуры. На стадии запуска еще два проекта – элитный поселок «Уладово Парк» и более бюджетный «Коперник».

Просто тиражировать положительный опыт «Патроны Парка» нам неинтересно. Все наши поселки – уникальные: в разных локациях, с разными концепциями, в разных сегментах загородного рынка. Хотя, конечно, есть и общее: подход к планированию территории, сохранение природных ландшафтов, продуманные и энергоэффективные инженерные решения. 

Если считать «Патроны Парк», где еще продолжается благоустройство, то в следующем году у нас в работе одновременно будет четыре проекта. Сейчас активно ищем талантливых архитекторов, строителей.

Не страшно браться за такие масштабные и объемные задачи? Особенно в текущей экономической ситуации…

– Ничего страшного нет – надо делать, надо работать. «Патроны Парк», например, мы начинали в 2018 году, на рынке был серьезный спад. Многие нас тогда спрашивали: «Зачем стартовать сейчас? Может, подождать лучших времен?» Но после этого последовал подъем – 2019, 2020 годы были хорошими по продажам. Затем – опять спад. Ковид, санкции, СВО – чего только не было за эти шесть лет. Кризисы есть и будут всегда. Наши проекты – длинные. Смысла оглядываться на внешние факторы и что-то откладывать мы не видим.

«Нужно создавать “нетленку”»

Какой стратегии сегодня придерживаются покупатели загородной недвижимости?

– Мы видим два основных пласта клиентов. Есть те, кто хочет вложить небольшую сумму на старте, зафиксировать договоренности и постепенно строить дом – на условиях рассрочки, например. Другая категория людей готова прийти и купить готовый коттедж сразу.

Если посмотреть на региональный загородный рынок в целом – как вы его оцениваете? Становится ли он более цивилизованным?

– Можно сказать, что насмотренность у покупателей растет, появляются новые концептуальные поселки. Но пока их очень и очень мало, процесс идет медленно.

Объемы ввода ИЖС при этом – огромные.

– Да, но вопрос в том, что стоит за этими цифрами. Если посмотреть на структуру объема, то большая его часть по-прежнему приходится на хаотичную застройку, на стихийный самострой. Концептуальные поселки всё еще – капля в море. «Патроны Парк» – это всего лишь 30 тысяч кв. м.

Каким стал 2024 год для ваших проектов?

– 2024 год – неплохой по продажам. Думаю, можно сказать, что мы вышли на некое плато. В какой-то момент даже начало казаться, что рынок вот-вот начнет расти. Увы – расти начала ключевая ставка. Но, как я уже говорил, это не повод останавливаться.

Ориентироваться надо не на текущую ситуацию, а на то, чтобы делать качественный и долговечный продукт. Такой, чтобы он и через 30 лет был актуальным, не устарел морально.

И не потерял в цене?

– Конечно. Поэтому мы и продумываем поселки так детально – с точки зрения инженерии, отделки, благоустройства, архитектуры. Знаете, бывают модные архитектурные тенденции. Сегодня кажется, что это – «вау», а потом раз – и вышло из моды. Объект морально устаревает и падает в цене. Нужно создавать нестареющий продукт, «нетленку».